Пещеры Челябинской области. Игнатьевская

Легенды, загадки и тайны Саткинских пещер
Дата: 09.02.2006
Тема: Статьи о пещерах


   В.П. Чернецов. Бюллетень №4 Челябинского общественного спелеоинформационного Центра "Плутон". Челябинск, 2000. 30 с.

- От редакции
- Сказания о пещерных скитальцах
- Аверка, или Аверкий
- Митрич
- Конокрад Юлдаш - Скала "Сабыр-Кая", пещера "Карраташ"
- Братья Занозины
- Новопристанинские кладоискатели
- Чулковские келейники
- Василий Обухов
- Потерянные пещеры
- Спелеозагадки: реальность или фантазия?

 

ОТ РЕДАКЦИИ
   Редакция спелеоинформцентра с большим удовольствием предоставляет страницы своего очередного бюллетеня новой работе В. П. Чернецова. Во многих городах и селах нашей необъятной России всегда были, есть и, даст Бог, будут особенные люди. Это страстные и, как правило, бескорыстные энтузиасты, безгранично влюбленные в свой родной край. Они самозабвенно и скрупулезно изучают и сохраняют его историю и природу, выявляют новые духовные и материальные памятники культуры нашего многонационального народа России. Имя этим людям - краеведы.
    Это они, бескорыстные и неутомимые труженики, делают множество, на первый взгляд, небольших, но значительных по сути открытий. Краеведы как старатели просеивают многие тонны пустой породы в поисках драгоценно малых крупиц новых знаний, исторических фактов и событий, природных явлений и объектов. Каждый из них, как искусный ткач, вьет из своих находок нить; из множества, которых потом получается цельное природное или историческое полотно не только нашей, но и давно минувших эпох.
   Одним из таких подвижников, истинным Краеведом с большой буквы, является саткинский краевед Виталий Петрович Чернецов. Мне посчастливилось быть с ним знакомым вот уже более 30 лет. И я, за эти долгие годы знакомства не перестаю удивляться и восхищаться его деятельностью, его трудами, глубиной его таланта, широтой интересов и его одержимостью. Человек энциклопедических знаний, он является горячим патриотом Южного Урала и своего родного Саткинского района.
   А широта его краеведческих интересов поистине впечатляет. Геология и палеонтология, ботаника и этмография, история и этнография, археология и спелеология, устное народное творчество и топонимика - всего и не перечислить. Но Чернецов не только страстный собиратель всех редкостей, но еще и прекрасный популяризатор новых знаний о природе и истории своего края. У него около сотни газетных, около десятка книжных публикаций. Множество рукописных книг-тетрадей и рукописей статей еще пока ждут своего выхода в свет.
   Виталий Петрович один из первых спелеологов-любителей Челябинской области. Еще в 1966 году по его инициативе был создан и три года проработал первый сельский клуб спелеологов в Айлино на родине краеведа. Много сил и времени Чернецов посвятил и продолжает посвящать изучению пещер Саткинского района, выявлению их истории и систематизации. Низкий поклон тебе, Виталий Петрович, от спелеологов Челябинской области. Один из последних трудов по пещерной тематике саткинского краеведа мы и предлагаем вниманию наших читателей.
   Мне, как главному редактору бюллетеня, было легко и просто готовить ее к опубликованию. Ведь у Чернецова есть и еще одна яркая грань краеведа - литературная. Мне лишь пришлось немного доработать статью, исправить некоторые неточности в этой работе. И редакция всегда будет с нетерпением ждать новых работ Виталия Петровича.
С. М. Баранов.
 

 

Через устное народное творчество,
Через народный язык — к познанию
Родного края!

В.П.Бирюков, уральский краевед.

СКАЗАНИЯ О ПЕЩЕРНЫХ СКИТАЛЬЦАХ
   В статье "В царстве легенд"/ журнал «Уральский следопыт»№12 за 1979г. археолог В. Т. Петрин писал: «Пещеры... Таинственный подземный мир, который при первом же упоминании тревожит наше воображение своей загадочностью и необычностью. И это не удивительно: издавна с ним связано множество преданий и легенд. Они возникают и передаются от поколения к поколению. Кто не слыхал или не читал о кладах, зарытых в пещерах знаменитыми разбойниками, о том, что в них прятались люди, которых преследовали власти, что в пещерах жили монахи и отшельники...
   И сейчас в Башкирии вам покажут множество пещер и расскажут, что в них скрывался сам Салават Юлаев. Вы услышите и о пещерах, лежащих неподалёку, которые были ещё больше, но их завалило. Вам расскажут, что собака, попавшая туда, смогла пробраться сквозь завалы и через несколько дней вышла из другой пещеры в нескольких десятках километров от первой. Причём шепотом вам добавят, что собака... наполовину потеряла шерсть. Почтительное или даже суеверное отношение к пещерам имеет под собой основу, которая родилась в древнейшие времена. В подземный мир, в который вы можете попасть, пройдя лишь несколько десятков шагов, резко отличен от того привычного, солнечного, что окружает нас на земле. Трудно подобрать сравнение миру сплошного мрака и абсолютной тишины, где человек сразу же теряется, если у него нет светильника. Поэтому понятно то психологическое напряжение, которое испытывает любой, попавший в столь необычные условия. Поражают в пещерах глубокие пропасти, подземные реки, сказочное убранство из натечных образований - каких только ассоциаций они вызывают. Недаром так фантастичны названия, которые люди дают пещерным гротам, озёрам, завалам и сталактитовой архитектуре: Дорога в ад, грот Бриллиантовый, Голова дракона...
   Да и обитатели подземного царства настолько необычны, что невольно вздрагиваешь, когда над тобой, почти касаясь головы, бесшумно проносятся стаи летучих мышей. Ящерицы и рыбы без глаз, абсолютно белые, вызывают не только чувство удивления, но и ужаса».
   То о чем так красочно и занимательно повествовал В. Т. Петрин, имеет прямое отношение к саткинским пещерам, расположенным в Айской долине. В нашем районе бытуют легенды, предания, сказания и о пугачевских кладах, и о разбойниках, и о конокрадах, и о святых отшельниках, и о собаках, которые, проплутав много дней под землей, находили выход к свету и солнцу на реке Аи. И не удивительно. В. Т. Петрин сам бывал в саткинском районе. В 1978 году он изучал «писаные камни» айских скал, открыл две Ваняшкинские писаницы и писаницу «Айская группа». Безусловно, не мог не посетить он и наши пещеры.
Одна из интригующих и загадочных тем южноуральских пещер - тема о таинственных старцах, которые «сменили славу мира сего на тяжкий крест странничества». А в старину таких таинственных старцев и странников было не
так уж и мало. Например, в Аверкиной яме /около Старой пристани/ жил старец Аверкий, в Игнатовой пещере /около деревни Серпиевки   в Катав-Ивановском районе/много лет обитал святой отшельник Игнатий, в Антоновой пещере /на реке Белой в Башкирии/ скрывался от мира земного в полном одиночестве затворник и старец Антоний. Были и другие старцы. Называли их по-разному, и отношение к ним было тоже неоднозначное. Среди простого заводского или крестьянского люда многие из них носили довольно пышные и мудрёные «титулы» /прозвища/ - «святые угодники», «пастыри божьи», «пророки», «схимники», «странствующие монахи», «мученики христовы», «затворники», «отшельники», «народные заступники» и пр. Как правило, «народные заступники» заступались за народ, боролись с «мироедами», «лиходеями» и «толстобрюхими». Особым почётом и уважением пользовались подвижники «истинной», древней православной /старообрядческой/ веры, которые выступали под личиной мучеников и страдальцев. Они надолго уходили в пещеры, добровольно обрекая себя на голод, холод, сырость, мрак, пребывая «в посте и молитве», лишениях и страданиях. Иногда к таинственным старцам относились с недоверием — их называли разбойниками /татями/, фальшивомонетчиками, конокрадами. И не случайно. Ещё А. П. Флеровский в 1911 г. отмечал, что конокрадство в Златоустовском уезде укоренилось прочно и широко. Крали целыми табунами и установить истинных воров было непросто, а изловить и вовсе нелегко.
   Если проследить историю этих пещерных скитальцев или затворников, то нетрудно определить, что появлялись они во времена великих смут, общественных потрясений, революций и войн. Например, старец Игнатий появился на волне крестьянского бунта 1843г., вспыхнувшего в Челябинском уезде среди свободного от крепостной зависимости населения по поводу якобы лишения их привольного житья. Аверкий поселился в пещере после реформы 1861г., когда крестьянство бурлило, волновалось, выражало глубокое недовольство, бунтовало, когда участились террористические акты, цареубийства, усилилось революционное брожение. Братья Занозины разбойничали в годы первой российской революции и войны с Японией. Легенды о пугачёвских кладах рождались в период Крестьянской войны 1773-1775 г.г., когда работные люди возвели на престол своего «государя-батюшку», своего «царя-надежду». По легендам, один из пугачёвских кладов замурован в Айской пещере, которая находится в известняковых скалах недалеко от нынешнего поселка Пороги и ниже башкирской деревней. Асылгужино. Вход в неё стерегут маленькие змейки медянки, которые, «свернувшись в кольцо, с гор катятся и не подпускают к сокрытому золоту. Философской и нравственной основой странничества и пещерного затворничества был религиозный фанатизм, слепая вера в истину христианских воззрений. Базировался же этот фанатизм на канонах древнерусского /византийского/ православия.
   «Христовы мученики», отшельники, затворники появились на Южном Урале уже после раскола русской православной церкви /середина 17-го в./, когда начались массовые преследования старообрядцев. Гонимые никонианцами, они целыми общинами, деревнями снимались с обжитых мест и уходили в таежные дебри Европейского Севера, на берега Белого моря, на Урал, в Сибирь, где «хранители древнего чина» селились в глухих лесах, горах, среди болот, на малоизвестных
реках, основывали скиты и потаенные кельи. В 19-ом в. в староверческих скитах Южного Урала /в Уфимской губернии/ скрывались лучшие силы раскола. Эти потаенные скиты находились в труднодоступных местах, где не было дорог, в окрестностях горных хребтов Бакты, Зигальги, Уреньги, Нургуша, Чулковки, оз. Зюраткуль, на Шестой речке /правобережный приток р. Б.Сатки/. Катавские келейники годами и десятилетиями жили на Суке, где они скрывались только в им одним известных пещерах, скалах и кварцитовых россыпях-курумах. Потаенные жилища-кельи они устраивали также на Лубочном ключе и Емельяновой горе.
Истоки православного подвижничества, пещерного, горного и лесного уединения зародились еще в недрах Киевской Руси, во времена ее крещения и принятия христианства /988 г. н.э./ от византийских священников, монахов и волхвов. Вспомним А. С. Пушкина:

   «Волхвы не боятся могучих владык
   И княжеский дар им не нужен.
   Красив и свободен их вещий язык
   И с волей небесною дружен».


   К византийцам же традиции волхвования перешли от ранних христиан-пастухов и скотоводов Иудеи, Палестины, Синая и Малой Азии. Припомним, что Иисус Христос тоже родился в пещере, в овечьем загоне, около нынешнего города Вифлеема. Вот, оказывается, как все не просто.
   Следует, однако, не забыть, что вся история человечества связана с пещерами. И это вовсе не преувеличение. Конечно, были моменты, когда люди отдалялись от пещер, на время забывали о них, но потом опять возвращались в их лоно. В. Т. Петрин, который много лет занимался пещерной археологией, вот что писал по этому поводу:
   «Недаром почти всюду на земле, во все времена мрачный подземный мир считается обиталищем мертвых. Например, народ, наложивший отпечаток на все последующие развития мировой культуры, - древние греки - представлял вход в царство мертвых в виде устья пещеры, расположенной на краю света. За этим входом, в подземном мире путника ждали сплошные ужасы: жуткий пес Цербер с тремя головами, ледяной ручей забвенья Стикс, адская река Ахеронт с угрюмым перевозчиком Хароном, который перевозит только «туда, но никогда «обратно». Там обитал бог смерти чернокрылый Танатос, из-под земли появлялась страшная богиня Геката со своими спутниками - змеями, драконами, оборотнями и прочими кошмарными существами.
Под землей расположен и христианский ад. Вход в него рисовался в виде пещеры с леденящей душу надписью: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» А дальше шла глубокая бездна, где «небосвод, зловещий и беззвездный, был воплями и криком оглашён» /Данте/.
   По представлениям современных сибирских народов, хантов например, под землёй поселился черт, когда ему стало невмоготу жить вместе с людьми. Но, отдав должное мифам и сказкам, вернёмся к реальным фактам.
Большинство пещер образовалось под воздействием воды в известняках и гипсах. Этот процесс длился миллионы лет. Пещеры в своих отложениях накопили ценнейшую информацию не только об истории своего развития, но и об окружающем мире - информацию уникальную, не потревоженную временем. Подземные гроты стали объектом пристального внимания археологов. И это понятно: ведь нашим предкам пещеры служили жилищем. Большая часть истории древнекаменного века написана по материалам, полученным при раскопках именно пещерных стоянок.
   Селился древний человек в основном в гротах близ входа в пещеры. Темные же глубины их служили святилищами, где протекало, по представлениям первобытных охотников, таинство зарождения живших на земле существ.
   В послеледниковый период пещеры всё меньше и меньше привлекают человека как жилища. Исчезает наскальная подземная живопись, появляются новые культы и обряды. Люди отдаляются от пещер, всё более и более страшась непостижимости тёмной бездны. Теперь уже они не устраивают святилища в глубине гротов, а начинают поклоняться самим пещерам, приносить им в жертву различные предметы и трофеи охоты. Таких жертвенных пещер на Урале много. Это и знаменитый Дыроватый камень на Чусовой, и многочисленные пещеры Северного Урала. Некоторые из них были исследованы совсем недавно, в них были обнаружены интересные находки, рассказывающие о верованиях и культах первобытных обитателях Урала в последние четыре тысячи лет. На Северном Урале хранилищами для костей были пещеры. Предки современных ханты и манси приносили кости в глухие пещеры, укладывали их около стен жертвы - кусочки ткани, мехов и, возможно, пищу. В 30-е годы нашего столетия в Шайтанском гроте было найдено около 30 медвежьих черепов. И до сих пор местное население называют эту пещеру Костлявой.
В пещерах археологи находят много костей и других животных - лосей, северных оленей, лошадей. Они также почитались, но уже в качестве только промысловых животных и часто приносились в жертву духам, чтобы те способствовали успешной охоте.
   В некоторых жертвенных пещерах среди находок, которым не более двух-трех тысяч лет, встречаются кости животных ледникового периода, вымерших более 10 тысяч лет назад. Это, конечно, не означает, что мамонт дожил до столь позднего времени.
В пещерах также производились захоронения людей. Многочисленные украшения говорят о том, что это были не родовые погребения, а могилы выдающихся членов племени.
   Особо благоговейное отношение к себе пещер вызывали у путешественников. Стрелы в древности являлись наиболее распространенным типом боевого и охотничьего оружия, всегда пользовались почитанием, поэтому любой едущий по реке считался своим долгом пустить стрелу с привязанной бляшкой или монетой в черный зев пещеры, чтобы начатое путешествие закончилось успешно, будь то поездка на охоту или в дальние края за кремнем, охрой и бронзой. Традиция эта идет с древнейших времен. При раскопках в гротах ученые находили так называемые вкладышевые стрелы, состоящие из костяной оправы и острых каменных лезвий, вставленных в боковые желобки и закрепленных в них смолой. Подобные стрелы изготовляли около семи тысяч лет назад. Очень много было найдено каменных наконечников стрел. В более позднее время /две-три тысячи лет назад/ они сменились бронзовыми, а затем — железными.
   Но сколь ни впечатляющими были сами по себе культы медведя, лося, даже мамонта, они редко обходились без огромного пламени костра. Он горел, чтобы очистить окружающий мир от дурных сил, защитить совершаемый обряд от
враждебных человеку сил. Зачастую огонь являлся тем божеством, точнее символом, которому поклонялись. Этот теплый кусочек яркого солнца, который можно было вызвать по необходимости в любом месте - в жилище, на берегу реки, в лесу, в пещере - сопровождал человека на протяжении всей его жизни, защищал от стужи и мрака. Вероятнее всего культ огня - один из древнейших, если только не самый древний из всех известных науке.
   А теперь непосредственно перехожу к сказаниям о пещерных затворниках, отшельниках, конокрадах и разбойниках.

   АВЕРКА, ИЛИ АВЕРКИЙ
   Для вступления приведу две выдержки-свидетельства о пещере.
А. В. Лопатин, А. А. Мурзагулов, «Туристские маршруты Башкирии /Москва 1972 г./: «К северу от посёлка Сулея, у села Айлино, находится Айлинская пещера, известная у местного населения под названием «Аверкина яма». Эта пещера имеет вид глубокого колодца /около 25 м/. Она почти не исследована, но, по разным сообщениям, в ней имеются гроты, подземные озёра. Посещение её опасно, так как неровные стены колодца могут легко перерезать верёвку. «Т. Н. Матюшин, «Яшмовый пояс Урала» /Москва, 1977 г./: «Выезжая из Златоуста, нельзя не обратить внимания на живописные скалы и горы с поэтическими названиями: Увильды - «Золотая гора», Мисяш - «Место свидания», Таганай - «Подставка для луны» и т.д. Места эти овеяны легендами и сказаниями. Особенно много рассказов о кладах, а их в окрестностях Златоуста и Сатки до сих пор иногда ещё пытаются искать. Следует заметить, что кладоискательство на Урале было широко распространено. Объяснялось это действительной возможностью отыскать самородки золота, драгоценные камни и редкие металлы. В ночь на Ивана Купалу молодёжь уходила в горы искать цветок папоротника, искали свечу, зажжённую на месте клада, полоза и т.п. Много слухов породили пещеры, «Аверкина яма» и другие места. Много таких мест у города Кусы, что в 15 километрах севернее Златоуста между Златоустом и Саткой».
   Аверкина яма известна давно. В 1771 г. её посетил академик И. И. Лепехин, автор монографии «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» /Санкт-Петербург, 1785г/. Этот факт подтверждает статья Г. А. Максимовича «Карстовые шахты и колодцы Урала» /»Пещеры», выпуск 7-8,пермь,1969г./.
   Много преданий бытует об Аверкиевой пещере /Авекркиной яме/. Уже в глубокой старине она была овеяна завесой какой-то мифической таинственности. Одни говорили, что давным-давно в ней жили фальшивомонетчики, связанные с Е. И. Пугачёвым, другие утверждали, что в пещере скрывался раскольник Аверкий, чьим именем она и поныне называется. Как будто бы несколько лет тому назад Аверкиева пещера чуть было не поведала свои тайны двум любопытным, но последние этого открытия не смогли перенести. Недалеко от пещеры они отвалили большую плиту и заглянули туда. После этого случая один из них навсегда остался заикой и помешанным, а второй не захотел рассказать об увиденном под камнем и всегда отмалчивался, когда его пытались об этом расспросить. Так они в страхе бежали от тайн Аверкиной ямы, захоронив их всё той же плитой. Никто не может конкретно подтвердить, было ли это. Однако следует сказать, что тем, кто неоднократно её посещал, пещера не представляется такой уж таинственной, хотя некоторые факты не совсем объяснимы. Не ясно, например, почему в пещере много костей в обоих гротах. Кому нужно было выкладывать каменную лестницу со многими ступеньками в дальний конец первого грота в полной темноте и сырости почти на 30-метровой глубине? Тайны Аверкиной ямы уже более ста лет привлекают к себе внимание жителей окрестных деревень и сёл - Старой Пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой Пристани. Пробовал ли кто приоткрыть завесу над интригующими загадками мрачных, сырых подземелий? Безусловно. Но тайны так и остаются до конца не раскрытыми, хотя некоторые детали пещерной истории всё же немножко прояснились.
   Пещера находится в 3-х км от дер. Старая Пристань, на левом берегу р. Аи, в лесистом склоне горы, примерно в 300-м от так называемого Винокурного ключа, которому Аверкина яма обязана своим происхождением. Подземная полость интересна по своему устройству. Прямо в склоне горы открывается вертикальный провал размером 2 на 3 метра, в который приходится спускаться на глубину 20 м. В пещере имеются два просторных грота. У обоих пол неровный и засыпан крупным обломочным известняком и доломитом, перемешанным с глиной. В первом гроте имеется небольшое мелководное озерко с чистой ключевой водой. Оно сохраняется круглый год. Во втором гроте озеро появляется только весной. Его глубина достигает 1,5-2м, высота потолков - 6 и более метров. Этот грот оканчивается тремя тупиковыми ходами длиной от 8 до 15м. Оба грота соединяются 12-метровым лазом. Общая длина всех ходов пещеры 130м. Наибольшая глубина пещерной полости - 28м. В пещере сыро. Местами наблюдается обильный капёж с потолков, кое-где по каменным стенам бегут мелкие струйки воды. Влажность воздуха избыточная. Температура всегда положительная.
   Теперь установлено, что пещера названа именем раскольника-кержака Аверкия /Аверки/, который появился на айских берегах свыше ста лет назад /около 1874г./. Аверкий прожил в этой пещере несколько лет, а потом вдруг неожиданно исчез. Его таинственное исчезновение вызвало множество толков, догадок, легенд. Почему же на него было обращено такое повышенное внимание? Автор этой статьи многие годы занимался исследованием пещеры и её истории. Многочисленные предания и слухи заинтересовали меня, заставили неоднократно посетить её, внимательно проверить. В это же время я узнал, что историей пещеры ранее был заинтересован житель с. Айлино Д. С. Чебыкин, который позднее уехал в Белорецк. Я ему написал письмо. Вот что он ответил мне: «Чудес в пещере никаких не произошло. В ней жил Аверкий, скрывавшийся от православной веры и бежавший из сибирской ссылки. Его поддерживали прежние жители Айлино - Иосиф Соснин и его братья. Они были кержаки. Аверкий им представился тоже как кержак. Соснины снабжали его питанием, а он занимался столярным ремеслом и делал нательные кресты из пещерного «текучего камня». Когда я учился в школе в 1910-1911 годах, мы ходили на экскурсию в пещеру, приносили сосульки «текучего камня» и отпечаток с медной иконы. Внутри пещеры мы обнаружили верстак и обрезки железа. Там же, внутри пещеры, есть ключ, из которого течёт холодная вода. Когда ушёл Аверкий из пещеры, никому неизвестно, и куда ушёл, тоже не знали его кормильцы Соснины. Но вылезти из пещеры одному по ущелью не представлялось возможным. Пещера, вероятно, имела выход где-то у Ая. Там, внутри спуска, должно быть отверстие, которое со временем захламилось. Его нужно раскопать. Это примерно в первом уступе». А вот ныне покойная жительница Айлино Елена Михайловна /Акулина/ Шляпина /в девичестве Соснина/, внучка Саввы Соснина /брата Иосифа Соснина/ так рассказала об Аверкии:
  - Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, а один глаз выколот напрочь. Он был чёрен лицом и с густой подстриженной бородой. Аверкий занимался конокрадством и был посажен в тюрьму, но бежал и скрывался за Аем. Да, Иосиф Соснин был его покровителем. Савва Соснин тоже не таил, что тот прятался в пещере. Он же позднее рассказал, что Аверкий вышел из повиновения, ушёл из пещеры тайком, шатался по лесам, занимался грабежами. Его схватили при угоне ягуновских лошадей, связали и сдали в полицию. Аверкий ещё раз появлялся в наших местах. Айлинские мужики видели его около Винокурного ключа. Он сидел на камнях, был печален, худой, плохо одет, почти босой. А лотом Аверкий исчез. Слухи о нём больше не поступали. Времена неудержимо менялись, но пещеру люди не забывали. Разные о ней ходили толки и кривотолки. Были и вымыслы и домыслы. Так, например в 1972г. в Челябинске вышла книга А. И. Лазарева «Поэтическая летопись заводов Урала». В этом фольклорном издании изложены сомнительные сведения об Аверкиевой пещере: «Много слухов породила "Аверкина яма" в Саткинском районе Челябинской области, в которой будто бы жил старец Аверкий, учивший народ, как бороться с заводчиками. /Этнографическая экспедиция ЧГПИ в 1965г. обследовала эту яму - естественный провал в породе глубиной 35м. На дне было найдено небольшое озерцо с чистой водой, рядом — каменное ложе, на котором лежит скелет человека/».
   Некоторые старопристанинские жители слыхали об Аверкии интереснейшие подробности. Айлинские богачи Соснины приветили его не случайно, не по сердечной, не по христианской доброте, а из собственных алчных побуждений. Дело оказалось в том, что старый раскольник привёз из Сибири немало золота. Этот драгоценный металл и стал тайной приманкой для зажиточных мельников-кержаков, которые и поселили его в пещере Между молитвами Аверкий занимался столярным ремеслом и делал нательные крестики из пещерного «текучего камня» -сталактитов. По натуре он был человек деятельный, энергичный, любил повинокурить, благо деньги у него водились. Поэтому и соседний с пещерой ключ старопристанинцы и айлинцы стали называть Винокурным. Слишком набожные старушки были недовольны Аверкием и распускали слухи, будто одинокий старец являлся «великим прелюбодеем» и «сущим диаволом во Христе», коих по тем религиозным временам было не так уж много на великой и святой Руси. Поговаривали, будто к Аверкию в пещеру тайком похаживали незамужние женщины, вольные монашки и «окаянные девки». ...Между прочим, пещера и теперь волнует людей своими неразгаданными тайнами и сюрпризами. Ещё до недавнего времени ходили разговоры, что в ней существовали не два больших грота, а целых восемь. Кто-то находил старинную икону. В 1974г. в газ. «Саткинский рабочий» было напечатано старинное айлинское предание под названием «Золотая трагедия», в котором описываемые события касались и Аверкиной ямы. Автором этой статьи был я. Разгорелись горячие споры — правда это или ложь. Спорили все, кто хоть что-то знал или краем уха слышал о подземных тайнах пещеры, и те, кто совсем ничего не знал. Например, жительница Айлино Зинаида Илларионовна Бонина /в детстве Соснина/ утверждала, что история, связанная с Аверкиной ямой, изложена в основном верно. Другие опровергали её и стояли на том, что всё было не так. Споры дошли до Курганской области и заинтересовали бывшего айлинца П. Накорякова. В своём письме айлинскому библиотекарю и краеведу Валентине Ивановне Кожевниковой он высказал своё мнение о «Золотой трагедии». Письмо заслуживает внимания, а некоторые его выдержки проливают дополнительный свет на личность самого старца Аверкия: «Наконец-то выкроил свободную минутку, чтобы написать Вам письмецо и отблагодарить за присланные вырезки из газеты "Саткинский рабочий" о "Золотой трагедии". В одну из поездок в Златоуст мне такого наговорили об этих «записках краеведа», что захотелось проверить, так ли это. И когда с Вашей помощью сам прочитал эти записки, я многого не нашёл из того, что слышал в разговорах. Ещё лишний раз убедился, что «молва народная богата на выдумки». Я слыхал даже о том, что в пещере оказался замурованным человек, который, пролежав сотни лет, хорошо сохранился. Я согласен с тем, что о статье краеведа В. Чернецова можно спорить. Если судить по его запискам, то это не такое уж старинное предание, ибо история этого предания доведена до дней коллективизации, даже до дней Великой Отечественной войны, т.е. почти до наших сегодняшних дней. Преувеличены и размеры пещеры. Я бывал в ней несколько раз. Разговоры о засыпанной лестнице, как и о втором нижнем выходе из пещеры, остаются лишь разговорами. Если бы действительно была лестница, то она бы сохранилась или от неё остались бы признаки. Правда внутри пещеры в её второй половине на полу видны две гладкие каменные площадки. Они-то и дают разговоры, что там начало лестницы. Мы делали попытки раскопок и дальше вглубь, но никаких признаков лестницы не обнаружили. Тогда мы пришли к выводу, что эти площадки наподобие начала лестницы служили для обитателя: нижняя - для сидения, верхняя - столом. С молодёжью Айлино мы совершали походы в эту пещеру в 1923 и 1924 годах. В 1926г. я приходил с группой молодых рабочих инструментального цеха Златоустовского механического завода. В 1936г. был с группой златоустовских охотников. Когда организовывалась в двадцатых годах самая первая экскурсия, то был разговор, что в этой пещере жил какой-то фальшивомонетчик Аверка, именем которого она и стала называться. Есть книга, в которой описываются дела фальшивомонетчика. Но мне такой книги найти не удалось. После нашего первого похода была опубликована заметка в златоустовской газете «Пролетарская мысль». Писал её секретарь айлинской парторганизации тов. Долгов, главный вдохновитель изучения Аверкиной ямы. Позднее я слышал несколько различных легенд об Аверкиной пещере. Хорошо помнится услышанная мною легенда, когда фальшивомонетчик Аверка именовал себя «проповедником божьей правды», и с ним имели тайные связи монашки единоверческого монастыря. Но больше всего понравилась легенда о большой любви лучшей верхнеайской красавицы к Аверке. Помнятся мне и другие легенды. Ох как хочется побывать в Айлино! С уважением бывший айлинец П. Накоряков. 25. 06. 1974 г.».
   Одну из легенд удалось вспомнить, восстановить. Она рассказывает о пылкой любви бедной верхнеайской девушки Кати к Аверке. Но Аверка не захотел жениться на забеременевшей красавице, сославшись, что он несёт в себе «божественный сан», который, дескать, запрещает ему вступать в брачные узы. Затосковала Катя, а потом узнала, что Аверка встречался с блудными монашками Воскресенского монастыря, водил с ними лесные хороводы. Вовсе расстроилась, разочаровалась девушка, возненавидела Аверку и вскоре на почве любви, ревности и измены «наложила на себя руки» — утопилась в одном из айских омутов. С тех пор этот тёмный омут стали называть «Катиной ямой» в память о безвременно ушедшей из жизни красавицы. Он находится возле правого берега реки Аи, недалеко от бывшего верхнеайского совхозного сада и кузницы. После смерти Кати стали поговаривать, что в омуте поселилась русалка - водяная девка с рыбьим хвостом. Будто бы в русалку /очаровательную нимфу/ превратилась верхнеайская красавица Катя, на которую она была очень похожа. Иногда она показывалась людям на глаза. Русалку видели возле- жавшей на берегу. У Кати отросли длинные волосы, которые она аккуратно и медленно расчёсывала костяным гребешком.
   История с превратностями Катиной ямы имеет продолжение и в наши дни. Жил в селе Айлино молодой холостой мужик или парень Петя Пашков. Любил он, грешник, выпить и при том обильно. П. Пашков был заядлый рыбак. Весной 1987г. П. Пашков и его знакомый Борис Бисеров пошли на рыбалку на реку Аи и остановились у Катиной ямы. Неожиданно Петя увидел в омуте странную, красивую рыбу, которая смотрела на него завораживающей девичьей улыбкой. - Смотри, рыбка смеётся! - захохотал Петя и показал на неё пальцем своему товарищу Б. Бисерову.
   А потом полупьяный П. Пашков как-то слишком быстро и проворно разделся до нижнего белья и нырнул в холодную вешнюю воду. Б. Бисеров не успел остановить его. Вскоре от Пети пошли пузыри. Он утонул, замёрзнув в ледяной апрельской воде.
   Позднее Б. Бисеров рассказывал, что он лично он сам никакой смеющейся рыбки не видел. Вероятнее всего Петю затолкали в воду «хмельники» или какие-то другие призрачные волосатые химеры, а уж в свои подводные чертоги его заманила, а потом и затащила силой очаровательная русалка Катя. Тело Пети Пашкова похоронили на Айлинском кладбище, но его душа так и осталась на дне Катиной ямы, где до сих пор живёт одинокая русалка с хвостом рыбы и лицом девушки. Верхнеайцы с горечью рассказывают, что и в наши дни в холодном полумраке омута среди тугих спиралеобразных водоворотов мечется грешная и несчастная душа холостого айлинского парня Пети Пашкова, просится на волю, на свет, к людям, но не в силах этого сделать.
   Память об Аверкии осталась ещё в одном географическом названии. Ниже места впадения в Аи Винокурного ключа, на том же левом берегу реки возвышается мощная известняковая скала «Аверкин камень». Возле этой скалы Аверкий обычно рыбачил, встречался с женщинами, вёл с ними тайные беседы и катался на лодке с монашками Воскресенского единоверческого монастыря. Иначе Аверкин камень называют Дезертирским камнем, так как возле него скрывались дезертиры — «Зелёные». «Зелёные» — крестьянские партизанские отряды, действовавшие в годы гражданской войны. Они вели лесную жизнь. Отсюда и название. «Зелёные» воевали как против белых, так и против отрядов Красной Армии, объявляя себя сторонниками демократии. По рассказам старожилов - айлинцев, дезертиры «зелёные» действительно «водились» в районе Аверкиной ямы, Винокурного ключа и этого участка левобережья Ая. По указанной причине и камень /скалу/ называли Дезкртирским. Частенько дезертиры посещали Аверкину яму, особенно в дожди и большую стужу.
   В письме П. Накрякова упоминалась книжечка о делах фальшивомонетчика. Такая книжечка действительно есть. Это один из рассказов Д. Н. Мамина-Сибиряка. К сожалению наименование рассказа я не запомнил. В нём описаны деяния одного беглого каторжника. События происходили на Среднем Урале и к Саткинскому району никакого отношения не имели.
   Сравнительно недавно я обнаружил новый любопытный материал об Аверкиевой пещере - статью Долгова «Путешествие к /святым отцам/», напечатанную в златоустовской окружной газете «Пролетарская мысль» за 3 июля 1924г. Вот что в ней сказано:
«Айлинская молодёжь 15 июня постановила, а 29-го осуществила экскурсию на р. Аи и в Аверкину пещеру.
   Пещера эта находится в 6-ти верстах от Айлино, на левом берегу Ая в горах. Спуск в пещеру вертикальный, сажен 10 в глубину.
   Ребята создали экскурсионную комиссию, которая запаслась керосином, спичками, канатами, хлебом и всем необходимым для путешествия под землёй. Придя к пещере, молодёжь привязала к бревну над отверстием блок и по нему на канате начала спускаться. Сначала было жутко: стращали змеями, разными чудовищами. Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина полтора в диаметре, дальше шире и шире.
   На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, брёвен и камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно. Но вот нашлись «смельчаки». Привязали их к канату ремнём, устроили сиденье, дали фонарь, топор и спустили. Смельчаки ушли в глубину и голоса их не слышно.
   Пришлось спустить других. Снизу подают голос, чтобы спустились все, кто желают. А на глубине примерно 10 сажен представляется такая картина: от узкого каменного входа идёт каменная лестница, дальше обширное каменное помещение, в котором сохранились остатки избушки.
   Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, каменная кровать. Ещё сохранились железные скобки от двери и жестяная труба. Много разных костей, среди них часть человеческих.
   Дальше от первого «большого» зала имеется спуск опять по лесенке в глубину сажен еще на 10, направо коридор и третье помещение.
   Время берет свое - все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно /лет 50/ жил в этой пещере раскольник-отшельник.
   Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он сам выходил, но так, чтобы не видели.   Имел знакомых женщин, которые вместе с ним пребывали «в посте и молитве», а иногда катались на лодке или совершали «святую прогулку» по лесу. Передают, что после смерти «отца Аверьки» там жили фальшивомонетчики, а не так давно скрывались там «зелененькие» и дезертиры.
   Если судить по имеющимся внутри пещеры углублениям, заваленным теперь и занесенным илом, то можно предполагать и дальнейшие ходы и выходы. Но, чтобы раскопать, необходимо снарядить специальную с кирками и лопатами.
   Провозившись целый день, просмотрев все «достопримечательности», молодежь поднялась наружу.
   Спускались человек 20-ть. Ходили в пещеру врач, учитель, агроном, ячейка РКП, женотдел и молодежь.
   Главная цель экскурсии — изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья».
   Интересная статья! Есть о чем подумать нынешним саткинским спелеологам.
   И еще одна современная загадка.
   Примерно в 1978 - 1980 годах около Аверкиной ямы поселился какой-то сулеинский мужик - на вид придурок или слегка помешанный. Жил он там около трех лет. Построил возле ключа полуземлянку или избушку в форме шалаша, завел небольшой огород, где выращивал картофель. Но этот мужичок был не такой уж простой, а особого сорта «жук», который, видимо, «прошел огни и воды, и медные трубы». Туристы замечали, что он проявлял определённый интерес к пещере. Находили перевернутые камни, какие-то раскопы. Наверное, сулеинский «жук» что-то знал о тайнах Аверкиной ямы. Не исключено, что он искал пещерное золото. Иначе к чему бы ему лесное или горное уединение?! На деятельность мужика обратила внимание милиция, которая вытолкала его с айских берегов. Из этого эпизода можно сделать вывод, что тайны пещеры еще ждут своих разгадок.
   Монотонно и гулко стучат в пустоте капли воды, ударяясь о холодные плиты и отсчитывая бесконечное время. В кромешном мраке незримо витают тени прошедших событий, но тайны так и остаются неразгаданными до конца. Пещера еще во многом остается загадочной, как загадочен и фантастичен подземный мир мертвого камня.
   Кажется, Аверкиной ямой опять заинтересовались саткинские спелеологи. 12 октября 1991г. в газ. «Саткинский рабочий появилась статья А. Казановского под названием «Снова Аверкиева яма». Привожу её без сокращения: «Учащиеся школы №13 из секции юных спелеологов опять взялись за очистку входного колодца пещеры «Аверкиева яма». Входной колодец за- вален стволами деревьев, которые бросают туда горе - туристы. Но не только экологическую цель преследуют ребята. Дно входного колодца находится под настилом из брёвен, веток и земли, среди брёвен попадаются сбитые коваными гвоздями, такие гвозди сейчас не делают. Недавно извлекли бревно с выдолбленной сердцевиной, явно служившее жёлобом для стока воды. Всё это позволяет предположить, что избушка Аверкия /или какой-то настил/ находились непосредственно в колодце.
   В пещеру предстоит совершить ещё не одну экспедицию по очистке. Но даже если мы не добавим ничего нового к существующей легенде, мы просто сделаем эту пещеру более безопасной для посещения спелеологами, так как торчащие стволы и ветки уже однажды послужили причиной травмы, а этого не должно быть. А. Казановский. Руководитель секции».
Пока невозможно предсказать результаты поисков, так как находки ещё не обрели конкретные формы. Что будет дальше? Поживем-увидим.

   МИТРИЧ
   Карагайская /Саткинская/ пещера - большая загадка, «терра инкогнита». Она расположена на восточном склоне горы Карагай, над станцией Сатка и Саткинским метзаводом. Снаружи пещера представлена небольшим гротом, вместившимся под чёрной доломитовой аркой. А дальше хода нет. С пещерой сопряжено много тайн, о ней сложены многочисленные легенды и предания. По представлениям саткинцев, пещера была громадная, с бесчисленными ходами и гротами, в ней были зарыты клады заводчика Л. И. Лугинина. Кладоискательством занимались долгие годы и безрезультатно. Не- однократно в подземных чертогах находили трупы заблудившихся людей, а также скелеты, отдельные кости и черепа. В годы гражданской войны в пещере прятались беспризорники и всякая шпана. По разговорам, чтобы прекратить доступ в пещеру, милиция взорвала вход, и она стала недоступной. . В «докладной записке Шестопалова Мих. Ф. и Мали Эм. И. о поездке с 18 по 25 июня 1925 г. по исследованию пещеры в Саткинском заводе, инструктировании ячейки краеведения и обследовании р. Хуторки, вода которой производит рвоту» сказано следующее: «Из расспросов старых людей в Саткинском заводе о пещере выяснилось: некоторые сами лазили в эту пещеру, которая имеет расходящиеся коридоры, но дальше не заходили /случаи мало вероятные/. Один старики определенно говорил, что он не помнит «никакой пещеры», а есть только «воронка» и дальше ничего нет. Его же слова: рассказывали старики, что раньше заходи- ли в пещеру козы и через долгое время их находили за 22 верст от Сатки в новой Пристани. То же самое случилось с собаками. Из рассказов некоторые старичков выяснилось: при проводке железнодорожной линии Бердяуш — Бакал проводились взрывные работы под пещерой, в результате чего произошел обвал известняков, который и засыпал вход. .. Эта масса разнохарактерных сказаний привела нас к двум мнениям о пещере: первое — действительно, пещеры не существовало, а была только «воронка», по выражению граждан г. Сатки, и обвал завалил только наружную часть этой «воронки», и второе - пещера существует. Но завалена слишком толстым слоем обвалившихся известняков, от чего не слышно даже глухих, бутящих в пустоте, звуков после удара киркой по пластам... Происхождение этой пещеры нельзя относить к продукту вымывания водой. Скорее всего, она образовалась при сдвигах земной коры в период образования Уральских гор. Ранее лежащие горизонтальные слои получили сильный напор с трех сторон. Двумя напорами была выдвинута вся гора в целом, и вместе с действием этих напоров появилось третье усилие, направленное из недр Земли, продуктом чего получилось складка, напоминающая по своему виду удлиненную подкову. Характер залегания складок дает возможность предполагать существование пещеры, чем подтверждается второе наше мнение. . Для более детального изучения необходимо произвести хотя бы ручное бурение, углубившись на несколько метров, или произвести отвал набросанных у входа мелких камней, в среднем исчисляющихся в5-6 куб. м.. Работа по отбрасыванию может ускорится тем обстоятельством, что почву нужно только перебросать с одного места на другое, и она в силу своей тяжести будет скатываться по склону горы. Кроме того, если действительно существует проход, соединяющий Саткинскую пещеру с пещерами на Новой Пристани, то войдя в последнее, можно дойти с противоположного конца к выходу и увидеть результаты обрушений при взрывных работах во время строительства железнодорожной ветки Бердяуш — Бакал. . Многие лица в г. Сатке знают в окрестностях несколько пещер. Одна, напоминающая форму колодца, находится на голых горах на юг от города Сатки. Брошенные камни производят всплески. Три пещеры находятся около Новой пристани. По рассказам стариков, две из них имеют «малый проход и большие за ним расширения, в которых можно строить соборные церкви и помещать тысячи народу». И третья пещера имеет незначительную величину. О расположении этих пещер нам неизвестно В пользу существования в недрах Карагайской горы значительной пещеры свидетельствует старинное предание. Его рассказала ныне покойная Александра Ивановна Попова /известный бердяушский краевед/, которая в детские годы жила на Карагайской горе. .  В конце прошлого века /а может быть, и раньше/ поселился в Карагайской пещере таинственный, седобородый, как гнедой мерин, юродивый старик-кержак, объявивший себя «святым и богоугодным». Никто не знал, откуда и зачем он появился в Саткинском заводе, поэтому его сторонились и побаивались. Старика называли «блаженненьким» Митричем. По слухам, Митрич хорошо знал тайные ходы Карагайской пещеры и напрямую ходил под землёй из Саткинского завода в Новую пристань. Незадолго перед смертью он покинул пещеру, ушёл за реку Большую /Озёрную/ Сатку и поселился в болоте, срубив себе балаган. Когда Митрич умер, то это болото стали именовать Митревкой. Оно находится недалеко от Западной Чёрной речки. Память о Митриче не сразу забылась. Ещё до войны карагайские женщины пугали капризных, непослушных ребятишек, стращая их юродивым стариком: «Вот позовём Митрича, и он заберёт вас в пещеру...» . В окрестностях Сатки есть и другие пещеры-загадки. Хотя рассказчики ориентиры /места расположения/ этих пещер указывали вполне конкретно, попытки их разыскать положительных результатов не дали...Бывшая жительница Миасса, дочь саткинского революционера-большевика П.З. Шаханова, Ольга Павловна Арефьева /Шаханова/ сообщала, что на вер- шине Казымовской горы, недалеко от маяка /геодезического знакаДв выветрившихся доломитах имеется небольшая пещера. В этой пещере в годы гражданской войны партизаны и подпольщики на типографском станке печатали листовки. В Сатку их переправляла на лодке через пруд девочка по имени Зойка. У Зойки была кличка «Дешёвка». Но пещеру найти не удалось.

   КОНОКРАД ЮЛДАШ - СКАЛА «СЫБАР-КАЯ», ПЕЩЕРА «КАРРАТАШ»

   После устья Кургазакского лога по левому берегу реки Аи почти полкилометра тянуться высокие скалы из известняковых пород - Малые Притесы. За ним следует два поворота реки и снова на левом берегу возвышается каменная стена высотой до 90 метров - Большие Притесы. В отвесной скале на высоте около 60 метров над уровнем реки виден небольшой вход в пещеру «Грот Юношеский».
   В старину Большие Притесы местные жители /кульметъевские татары, мещеряки и башкиры/ называли по-своему - «Сыбарская», что значит «Пестрая скала». Название отражало цветовые оттенки известняков - белые, розовые, желтые и голубые, а также ярко-желтые, охряные и черные пятна лишайников, водяные полосы и подтеки. Большие Притесы значительно выше Малых и более масштабнее. Впечатление от них захватывающее, даже ошеломляющее. Притесы вытянуты в форме гигантской каменной подковы или дуги. Почти на всем километровом протяжении совершенно отвесные скалы падают в воды реки, которая мощной струей подпирает их, смывая подножье. Земную твердь будто кто-то специально рас- сек мечом или прорубил топором и направил по этому каменному зигзагообразному каньону-ущелью одну из красивейших рек Южного Урала - Аи.
   Об этих скалах существует несколько легенд и преданий. Первая легенда. Случилась эта история еще до революции. Стали теряться в дер. Терменевой лошади. И не единицами, а целыми табунами. Встревожились терменевцы и стали подкарауливать вора. А этим вором оказался кульметьевский татарин Юлдаш. Он тайком угонял лошадей и продавал их цыганам. В те времена конокрадство процветало в Златоустовском уезде и установить истинного вора было нелегко. Но Юлдаш как-то оставил свой след и за это поплатился.
   Однажды после очередного угона он возвращался свою родную деревню. Его уже ждала засада. Терменевцы на конях окружили Юлдаша И оттеснили к кромке Айской скалы. Видя, что ему не вырваться из кольца, Юлдаш разогнался и под злобный свист преследователей вместе с конем прыгнул со скалы, где и нашел свою смерть.
   Легенда утверждает, что местом гибели Юлдаша стала грандиозная известняковая скала высотой 90 метров неподалеку от нынешней Алексеевской фермы - «Сыбар-кая» /»Пёстрая скала»/. Теперь ее называют «Большие Притесы».
   Вторая легенда, «Караташ». Давно это было, еще до колхозов, когда каждый хозяин держал лошадей. А в личном хозяйстве без лошади не обойтись. И тут случилась беда. Стали в Кульметьевой ив соседних русских деревнях теряться лошади. Вскоре поняли, что появился конокрад. Стали следить и вскоре выяснили, что этим поганым ремеслом их же кульметьевский татарин Юлдаш, известный в округе мошенник и плут.
Кульметьевские мужики не долго размышляли, как поступить с конокрадом и грабителем. Они подкараулили Юлдаша как раз в то время, когда он возвращался в свою деревню после очередного угона, но ещё не успел переправиться через Аи. Всадники окружили Юлдаша перекрыв дороги.
   Справа начиналось широкое Алексеевское поле - не скрыться. Слева обрывалась огромная скала — ходу нет. Конокрад понял, что от расправы ему не уйти. Не размышляя, он быстро распряг лошадь, вскочил на неё верхом, разогнался и стремглав бросился со скалы навстречу смерти. Разгневанные мужики не пощадили и повозку с юлдашкиным добром. В ней они обнаружили лишь «шурум-бурум» - всякую-всячину, в основном поношенную одежду, купленную на каком-то базаре. Однако на барахло не прельстились и телегу опрокинули туда же, куда прыгнул Юлдаш. И тут произошло чудо, о котором говорили долгие годы, и которое особенно запомнилось кульметьевским старожилам. . ..Любил Юлдаш чай пить и всегда возил с собой большой медный самовар. В повозке Юлдаша был этот самовар и он тоже полетел кубарем со скалы. Но... не упал к подножью скал. В расщелине скалы росла берёзка и одной проушиной самовар зацепился за сучок, на нём и повис. . ..Шли годы, тянулись десятилетия, а самовар всё болтался на ветру, вызывая то удивление, то суеверный страх. По нему кульметьевцы точно определили место гибели Юлдаша. А местом этим оказалась скала, которую в наше время стали называть «Большими Притёсами». Юлдашкин самовар повис в той части каменной стены, где на 60-метровой высоте открывался чёрный вход в неизвестную тогда таинственную пещеру. Суеверные кульметьевцы, глядя на самовар и тёмное задумчивое око пещеры на фоне светло-серой скалы, видели в этом феномене нехорошее знамение и поэтому назвали это место «Караташ» - «Чёрный камень». Они же говорили, что в пещере поселился шайтан, т.е. нечистый дух, чёрт, который свистит по ночам, пугая стариков, детей и красивых девушек. Потом догадались, что это свистит юлдашкин самовар, раскачиваемый на ветру.
   Самовар, провисел несколько десятилетий, неожиданно сорвался со скалы и навечно погрузился в воды реки Аи. Произошло это в середине 60-х годов. В мае 1970 года в таинственный Караташ впервые проникла группа челябинский спелеологов под руководством С. М. Баранова. Они провели полное исследование это легендарной пещеры, но кроме голубей, никакого шайтана там не обнаружили. А пещеру с тех пор стали называть гротом «Юношеским».

   БРАТЬЯ ЗАНОЗИНЫ
   А. П. Флеровский, живший в Саткинском заводе в 1907-1908 г., писал: «Врагами табунов являются не столько волки и медведи, сколько конокрады, похищавшие лошадей иногда целыми косяками. Конокрадство в Златоустовском уезде вообще очень развито, и в этом «промысле» русские успешно конкурируют с башкирами. Население так озлоблено против конокрадов, что нередки случаи самосуда над ними».
   Предания о Занозинской излучине /луке/ как раз связаны с братьями Занозиными, которые были ярыми конокрадами и грабителями /разбойниками/. В Занизинской излучине находился их притон, где они укрывались от право- судия. По Занозиным и излучину назвали Занозинской. Иначе ее зовут Пет- лей, Кривулей, Большой Кривулей. Кривуля расположена на участке Айской долины между бывшими деревнями Александровкой и Нижними Лопасами. Ее длина около трех километров. В прошлом на пойменных землях луки монахи Воскресенского монастыря содержали пахотные участки, где выращивали овощи. Берега Кривули низменные. Они заросли соснами, березами, кустарниками. В этом месте часто останавливаются на отдых туристы-водники. По Занозинской Петле ныне проходит граница Челябинской области и Башкирии. Правый берег — башкирский, левый - саткинский. На левом берегу Ая возвышаются хребет Чулков, гора Вишневая, в промежутках между деревьями виден поселок Иструть. Выше Александровки и ниже Лопасов к Большой Кривуле подступают мощные известняковые скалы, образуя на- стоящий «пещерный край». Нижние скалы /выше Александровки/ грандиозные, отвесные. Иначе их зовут Змеиными Притёсами. Верхние скалы /ближе к Нижним Лопасам/ более низким. Они расположены уступами /ярусами, террасами/. Расстояние между Змеиными Притёсами и лопасинскими скалами - около 200 м. Обе скальные гряды сильно выветрившиеся, местами расчлененные. В них вместилось множество пещер, «как зерен в маковой головке».
   По преданиям старожилов, в этих пещерах Занозины прятали награбленные ценности, золото, оружие и даже лошадей. Грабили они в основном купцов и богатых чиновников на Уфимском торговом тракте.
   В 2-х км от Нижних Лопасов, в верхнем ярусе горы имеется довольно просторная пещера в виде невысокого сухого грота. Длина грота 12м, ширина -ок.6-7м. Его каменные стены и потолок покрыты копотью. В центре пола вырыто углубление, в котором местные рыбаки жгут костры. В левой стороне грота сделан глубокий подкоп. Видны следы выброшенного грунта. Наверное, кто-нибудь разыскивал тут занозинские клады. Тоже по местным преданиям и сказаниям, в годы революции в этой пещере лопасинские татары прятали оружие и краденых лошадей. А ещё раньше, в начале века, тут же скрывались от властей Занозины. Говорили, что в этом же гроте они укрывали от посторонних глаз и лошадей.
   Ниже указанного грота, в верхней части Занозинской Петли в воды Ая падает известняковая скала /притёс/ «Занозинский камень». Он стоит возле глубоководной Занозинской ямы. В занозинском камне есть пещера. В эту пещеру можно попасть только по воде, на лодке. Туда Занозины никого из посторонних не пускали и постоянно её охраняли. Возможно в пещере осталось золото, другие драгоценности.
   До Великой Отечественной войны и после неё местные охотники и рыбаки часто ночевали в многочисленных пещерах Большой Кривули и одновременно занимались кладоискательством. Бесспорно, клады находили и немалые. Об этом свидетельствуют старые раскопы, утрамбованный и перемещённый грунт в вестибюлях и во внутренностях пещер, развороченные и перевёрнутые камни, брошенные костровища. Не исключено, что занозинские пещеры не все перекопаны и, может быть, какому-нибудь счастливчику удастся разыскать ещё непотревоженный, нетронутый золотой клад. Айские пещеры в Большой Кривуле никто не считал. Их там- видимо-невидимо.
   Давно это было - в мрачные, тёмные, смутные времена. Но народная память донесла до нас удивительные предания и сказания о кладах, кладозахоронителях и кладоискателях. В небытие ушли братья-разбойники Занозины, Юлдаш, а недобрая слава о конокрадах, грабителях, ворах и злодеях дожила до наших дней.

    НОВОПРИСТАНИНСКИЕ КЛАДОИСКАТЕЛИ
   Прекрасна Айская долина! Её зелёные берега покрыты сосновыми борами и берёзовыми лесами. Аи - река быстрая. За одним перекатом следует другой. Часто то с одного берега, то с другого реку подпирают отвесные скалы с многочисленными пещерами. Тёмные окна пещер испокон веков скрывают тайны давно минувших эпох. Скалы дремучие, монументальные, выветрившиеся, седые, как сам Урал-батюшка. В них - сама древность, геологическая история. Исполинские скалы как бы застыли над рекой, охраняя её вечный бег вперёд, к далёкому синему морю.
Красоты Айской долины в своих дневниках отмечали многие путешественники прошлых веков. И ныне её красоты не померкли. А. В. Лопатин и А. А. Мурзагулов в путеводителе «Туристские маршруты Башкирии» /Москва, 1972 г./ писали: «Особенно красивы горы у села Новая пристань. Здесь крутые склоны берегов украшены причудливыми известняковыми скалами в виде башен, крепостных стен, колонн. Нередки тут и пещеры». Неподдельный восторг вызывает новопристанинская карстовая арка типа «кольцо» с высотой свода ок. 15м. Она находится в Цепиловских /Черепановских/ притёсах, на правом берегу Ая. У восточного окончания этих притёсов, между останцами выветривания /отседающими скалами/ и коренной стеной пролегают длинные сумрачные коридоры /протяжённостью до 100м/ - своего рода сквозные пещеры. Где-то здесь же находится скрытая пещера. О ней сложена легенда.
   По словам Б. А. Вахрушева /жителя пос. Рудничного/, который после Великой Отечественной войны работал в ЮУБРе, от новопристанинских старичков он слышал разговоры, что у подножья Цепиловских /Черепановских/ притёсов открывался вход в грандиозную пещеру. Эту пещеру именовали «Чёртовым вертепом». Будто бы там раньше жил чёрт /дьявол, нечистый дух/. Пещера тянулась очень далеко и появлялась на свет аж у реки Юрюзани. Конечно, люди склонны к фантазии. Как ни странно, в свою же фантазию они потом начинают искренне верить. В этот фантастический «Чёртов вертеп» уходили новопристанинские парни-кладоискатели и через много дней возвращались домой с богатыми находками. В глубинах земли они видели много змей и человеческих костей. Кладоискатели приносили из пещеры золото, древние иконы, дорогие украшения из серебра, меди, жемчуга и заморских камней. О кладоискателях ходили разного рода байки. Чтобы не потеряться, в «вертеп» отправлялись ватагами - по несколько человек. Были случаи, когда люди не возвращались, терялись в лабиринтах и запутанных коридорах /ходах/. Про погибших и потерявшихся старые бабушки говорили: «Их Бог прибрал к себе». Но и счастливчики /те кладоискатели, которые возвращались живые и с золотом/ жили недолго. По непонятной причине они вскоре умирали. А потом /перед революцией/ о пещере забыли, постепенно её вход завалился сыпучими камнями, заплыл землёй, и теперь никто не помнит, где она начиналась.
   Большая Ваняшкинская пещера расположена на левом берегу р. Аи, в гряде известняковых скал «Ваняшкинские притёсы», напротив дер. Ваняшкино, ок. ДОЛ /детского оздоровительного лагеря/ «Барабанщик», тоже в окрестностях Новой пристани. Среди окрестных малых пещер она самая большая. Длина -70м. С Б. Ваняшкинской пещерой связаны многочисленные новопристанские легенды и предания. Как будто один из ходов этой пещеры шел к р. Аи, а второй проходил под всей Ивановской горой и выходил к ново-пристанскому кладбищу, у Блиновского поворота. Небольшая пещера возле новопристанского кладбища действительно есть. Напротив входа в пещеру стоит сосна и как бы прикрывает ее от посторонних глаз.
   По легендам, в Б. Ваняшкинской пещере одно время скрывались пугачевские повстанцы. Жили они там до тех пор пока все не примерли. Пугачевцы грабили на трактовой дороге купчишек, чиновников, отбирали у башкир лошадей, овец. Тем и кормились. Говорили, что позднее в пещере находили человеческие скелеты, кости, конские черепа, сундуки с деньгами, другой рухлядью. Пещерные залы и гроты были громадных размеров, в них «хоть на тройке катайся, как по улице». А потом вход в пещеру засыпался, забылся. О Б. Ваняшкинской пещере ныне покойный житель гор. Сатки, рабочий С У «Промстрой» треста «ЮУМС» А. И. Серебров рассказал примерно так:
   «Перед войной посылали нас работать в Новую Пристань. Вот мы в пещере и побывали. Гроты в ней действительно громадны и есть где разгуляться. Тамошние жители рассказывали, что возле кладбища пещера имеет выход, но полностью под горой мы не проходили. Те же новопристанинские мужики припоминали, что в пещере терялись овцы и козы, а потом появлялись на другой стороне горы. Пускали собак они тоже проходили насквозь один раз в пещеру забрела свинья и заблудилась. Много дней она визжала, хрюкала под землей. Через неделю, изрядно поцарапанная, свинья вышла наружу у пристанинского кладбища. В зубах она держала разодранную сову. После гражданской войны в пещере скрывались дезертиры и «зеленые». До нашего посещения в подземных гротах находили пустые бутылки из-под английского рома и рислинга и печатный станок. Станок будто бы увезли в Свердловск. В пещеру можно было также спустится по веревке через «Творожную яму». «Творожная яма» - природная трубка, уходящая вниз, вертикальный карстовый провал. По краям провал осыпался, и наружу выступала белая огнеупорная глина. Во время дождей глина размокала и принимала вид творога. За это и прозвали трубу «Творожной ямой» или просто «воронкой». Наши рабочие тоже спускались в пещеру через эту «воронку». Нужна только длинная веревка или вожжи».
   Я много раз бывал на Ивановской горе. Исходил ее вдоль и поперек. Вершина горы плоская, кое-где изрезана оврагами, есть небольшие березовые перелески, сосняки, огороды. Мелкие карстовые провалы на ней есть. А вот «Творожные ямы» я так и не нашел. Если она все же была, то не могла же исчезнуть бесследно. Где же «Творожная яма»?
   В 1999 г. «Творожную яму» обнаружил методист ЦЦОМ «Уралец», СВ. Юровских. Она оказалась на западном склоне Ивановской горы, за последними домами ул. Н. Попова, чуть выше дороги на ДОЛ «Барабанщик» и недалеко от бывшего Ивановского бокситового рудника. Яма оказалась закрытой железной решеткой. В том же году С.В.Юровских и саткинские спелеологи обследовали «Творожную яму». В ней оказалось сосновая бревенчатая крепь. Заметны следы обрушений. Кто установил крепь? «Зеленые» /дезертиры/ или горнорабочие? Это предстоит установить в будущем. С.В.Юровских и саткинские спелеологи пришли к выводу, что «Творожную яму» могли приспособить под водоотливной шурф или вентиляционный колодец горнорабочие бывшего Ивановского бокситового рудника. Провал вертикальный. Глубина — 26 метров.

   ЧУЛКОВСКИЕ КЕЛЕЙНИКИ
   Местность, называемая «Кельей», расположена в нескольких километрах от Романовки, возле северного окончания Чулкова хребта, недалеко от пере- лома, за Вторым ельником, в песчаниковых россыпях /курумах/, напротив бывшей деревни Нижние Лопасы. Ниже Второго ельника, на восточном склоне горы начинается Второй ключ. Такое наименование местности /»Келья»/ дали романовские и порожские жители по месту нахождения в прошлом староверческих /кержачьих/ келий. Как известно староверы были любителя- ми горного и лесного уединения. По сведениям Н.Н.Бесярина и А.П.Киселевой, кельи тут появились вовсе не случайно. Сравнительно недавно /уже после октябрьской большевистской революции/ на речке Иструти стоял известный на всем Южном Урале Златоустовский Воскресенский Единоверческий /православно-старообрядческий/ мужской монастырь. Иначе «Келью» называли просто романовскими или чулковскими пещерами. Кельи располагались среди песчаниковых скал и россыпей /курумов/. Будто бы одна пещера была довольно просторная приспособленная под жилье. По сведениям местных жителей, монашеские кельи устраивались и среди камней /россыпей/. Эти россыпи представляют собой труды кварцитовидных песчаников, имеющих вид курганов и рассыпавшихся каменных массивов /останцев/. Камни крупные. Между ними имеются значительные пустоты, ходы, коридоры. По рассказам старожилов, во внутренность одного из курганов была сделана входная дверь. Теперь этот курган кем-то поврежден, расковеркан. Еще в 30-х годах 20-го века в одной из келий ютился одинокий старик-отшельник. Перед Великой Отечественной войной он умер, и с тех пор кельи опустели.
   В «Отчете о работе Айского отряда Уральской палеолитической экспедиции 1966г.» археологов В.В.Сидорова и Ю.Серикова тоже есть упоминание о «белом старике» и «пещере с дверью». Вот , в частности, что они отметили: «Напротив деревне Верхние Лопасы - заросшая лесом гора Увары. По приданию записанному в деревне Кулбаковой от Миндибаевой о хождение ее отца по пещерам, есть пещера с дверью, где жил белый старик. Но искать пещеру с дверью в тайге бессмысленно - ее с тех пор никто не видел».
   Следует указать на одну существенную неточность в «Отчете В.В.Сидорова и Ю.Сидорова». «Пещеры с дверью» и «белым стариком» находились не на горе Увары, а на Чулковом хребте, в группе романовских пещер.
   Есть сведения, что чулковские келейники устраивали свои жилища-кельи не только в пещерах и каменных курганах, а прямо в земле, и жили они там, как кроты и барсуки. Остатки таких келий находятся в лесной глухомани, недалеко от пос. Иструги. Где-то рядом проходит туристская тропа. Ныне от потаенных келий остались одни сгнившие бревна, заметна кирпичная кладка стен, видны полузасыпавшиеся траншеи. Возле бывших келий растет очень крупная, лесная клубника. Об этом мне рассказали в 1992г. ныне покойная архитектор гор. Сатки Георгий Павлович Чернавин. /Он имел в Иструте дачу/. Бывший архитектор считал, что чулковские староверческие кельи являются самыми старыми русскими поселениями /постройками/ на территории саткинского района. Он же полагал, что

Это статья опубликована на сайте: http://www.cavern.ru
Ссылка на эту статью: http://www.cavern.ru/index.php?name=News&file=article&sid=4